Воскресенье, 28.04.2024, 22:37
Сайт учителя Чурбановой Зинаиды Васильевны
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Форма входа
Погода
праздники
Праздники России
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Изучение частиц как средства выразительности речи


 

 Тема  «Модальные частицы» рассчитана на развитие речи школьников, так как в ней изучается эмоционально-экспрессивное средство языка, с помощью которого выражаются различные смысловые оттенки в предложении и отнпшение говорящего к тому, о чем идет речь.

  При изучении этой темы необходимо показать школьникам, как часто используются частицы в художественных произведениях, публицистике, а также научить их употреблять эти частицы в речи.

  Изучению модальных частиц отводится несколько уроков. Рассмотрим на примере конкретного урока ( изучение частиц вон, вот, едва ли, вряд ли ) формы связи изучения грамматики с задачами развития речи.

  Уже на первом этапе изучения модальных частиц, служащих для выражения указания и сомнения используется связный текст, который помогает решить целый комплекс задач: совершенствовать навыки орфографии и пунктуации, провести синтаксический разбор, повторить уже изученные вопросительные и восклицательные частицы, познакомить учащихся с новыми разрядами модальных частиц.

  Вот и пришла долгожданная весна. Не с весны ли начинается все в природе и в людях? Разве можно ее не любить? Как приятно подышать свежим воздухом, послушать музыку капели!

 Пригрело солнышко, и начали падать сосульки. А вот на припеке, у самой стены дома, показались зеленые ростки травы.

  Вряд ли кого может оставить равнодушным весенняя листва.

Работа по этому тексту проводится в форме комментированного диктанта. По мере записи текста комментируются орфограммы и пунктограммы. Затем текст выразительно прочитывается еще раз и анализируется с синтаксической стороны. Обращается внимание на средства эмоциональной оценки (риторические вопросы, восклицательные предложения). Учащиеся находят частицы, указывают значение знакомых частиц.

  Затем обращается внимание на три новые частицы в записанном тексте: вот, вон, вряд ли. Учащиеся думают над их значением. Что хочется сделать, когда говоришь вон или вот? (Указать рукой). Это указательные частицы. А частица вряд ли что выражает? (Сомнение).

  Зачитывается стихотворение М. Чиликина «Сосульки», в котором имеется частица едва ли- синоним к частице вряд ли: 

 

Сосульки, сосульки,

А вы бы смогли

Хотя бы разок

Дорасти до земли?

Сосульки, подумав,

Сказали: »Едва ли

Ребята нас раньше бы
Все обломали »

 

После того как учащиеся получили первое представление о новых для них частицах, переходим к более подробному знакомству с их употреблением и значением.

  Сначала учащиеся вспоминают примеры с частицами вот и вон ( например, отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

  Затем зачитывается еще 2-3 примера с теми же частицами из различных произведений. При этом обращается внимание на то, что указательные частицы всегда стоят в начале предложения. Например:

   Вот и вьюга сегодня примолкла,

   Присмирев, улеглась на покой,

   Просыпается солнце за Волгой,

   За великою русской рекой. (З.Александрова)

  Особенно важно сравнить частицы вот и вон по значению. Что изменится в стихотворении «Вот моя деревня, вот мой дом родной…», если частицу вот заменить частицей вон? (Предмет был близким, стал далеким). Делается вывод, что данные частицы не синонимичны. Этот вывод подтверждается другими примерами. Например, учащиеся вспоминают стишок- игру, где частица вот помогает изобразить предмет («Каравай»);здесь замена частицы вот частицей вон невозможна:

  Хорошо бы, хорошо бы

  Нам кита поймать большого,

  Вот такой ширины,

  Вот такой длины!

 

  Затем внимание класса вновь обращается к частице едва ли.

Какая частица играет в шахматы? (Е-2). Какой частью речи может быть еще слово едва? (Союзом: Едва пригрело солнышко, появились первые цветы)

А какой частью речи может быть слово вон? (Наречием, а также может употребляться в значении глагола.) Приводим примеры. Игра: «Родион, выйди вон!» и просто: »Вон!»

  Следующий этап работы над употреблением изучаемых частиц- творческая работа ( переход от анализа к синтезу). Дается задание написать сочинение- миниатюру, уместно употребив изученные модальные частицы. Темы для сочинений: «Весна», «Книга», «Матч», «Кинофильм».

   В конце урока зачитываются 2-3 сочинения.

Таким образом, изучение частиц, служащих для выражения указания и сомнения, дает возможность провести большую работу над выразительностью речи, связанную с употреблением слов определенного грамматического разряда. Очень важное значение при этом имело использование на уроке связных текстов и коротких отрывков из художественных произведений для иллюстрации употребления частиц в речи.


Категория: Мои статьи | Добавил: zv0706 (10.05.2010) | Автор: чурбанова E
Просмотров: 4331 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 3
3 йа  
0
ТУПОСТЬ

2 sergei  
0
ага

1 Отшельник  
1
Впечатляет!
happy happy happy happy

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
который час?
Календарь
полезные ссылки

Методсовет anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов.
 Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Бумажкам.Нет!
спорт :: Футбол :: мишки teddy :: pixel art 
Персональный сайт Сергея ТетееваСайт Я
Словари русского языка
www.gramota.ru
 
Принимайте участие
Всероссийский интернет-педсовет-2011
новости
Бесплатный хостинг uCoz